«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны»
(Из концепции модернизации российского образования до 2010 г)
        
Публичная презентация педагогического опыта учителя информатики и ИКТ Шаниной Т.А.

  Тенденции развития современного общества требуют инновационного подхода к образовательной подготовке учащихся. Перед школой ставится новая задача: она должна подготовить ученика к новым, быстро меняющимся условиям.
Это требует:
- во-первых, создания такой среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно искать, добывать, обрабатывать информацию, быстро ориентироваться в информационном пространстве;
- во-вторых, создания условий, содействующих наиболее полному развитию способностей учащихся.
Таким образом, проблема подготовки развивающейся, конкурентоспособной личности, обладающей умением активного, творческого поиска, получения и восприятия знаний,   стоит перед сегодняшней школой.       Ученик, выходя из школы, должен быть готов к продуктивному, осмысленному действию в любой сфере жизни, иметь качества, выгодно отличающие его на рынке труда.  Критически и творчески мыслить, генерировать новые идеи, грамотно работать с информацией, обладать чувством ответственности за судьбу страны, за её процветание.
Данные  представления о выпускнике заставляют меня задуматься о необходимости создания такой образовательной среды, при которой у учащихся появляется мотивация на самореализацию через творческую и практическую деятельность, на удовлетворение собственных познавательных интересов и на конструирование собственных знаний. Для этого требуется  применение  новых образовательных технологий развивающего обучения, обновление  методик преподавания,  обретение  нового качества результатов деятельности.
В. А. Сластёнин пишет «понятие
"инновация" означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося».
Именно  инновационная деятельность  создает основу для создания конкурентоспособности  человека, направлена на разработку, апробацию и внедрение в практику  современных педагогических технологий, направленных на эффективное решение  приоритетных задач . Креативность  образовательной деятельности должна состоять в том, чтобы любые формы, методы, технологии были направлены на обеспечение максимально благоприятных условий для развития и самореализации личности.
Развитие личности — процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида,  в результате которого ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества, способствующий выработке  у учащихся  способности приобретать знания самостоятельно, осуществлять расширенный поиск и сбор информации из самых разных источников, производить её отбор и анализ. (В.А. Петровский)
Личность как субъект информационного взаимодействия с новыми технологиями характеризуется  высоким уровнем интеллектуального потенциала, информационной культуры, нравственной ответственности, активностью проявления творческого потенциала.
Формирование компонентов информационной культуры в своей деятельности, я полагаю, способствуют развитию личности. Например:
•    сетевая грамотность развивает коммуникативность;
•    умение самостоятельно работать с информацией − способность к самообразованию;
•    соотнесение своих действий по поиску и обработке информации для решения поставленной задачи с полученным результатом − рефлексию;
•    умение оценивать и сортировать информацию − критическое мышление;
•    умение использовать информацию для нестандартных решений − креативное мышление
Осмысливая то, что инновации в образовании способны развивать успешную личность,  я определила тему своей  авторской концепции
«Влияние инновационной деятельности на развитие личности на основе информационных технологий».
Личностное развитие учащихся предполагает выделение в качестве основных критериев инновационной деятельности следующие:
- создание качественной образовательной среды как условие развития личности учащегося;
-внедрение системы по мотивации обучающихся к активному и осознанному участию в своем собственном образовании;
- разработка методов и способов организации самообразования и саморазвития личности ребенка, его активной жизненной позиции;
- свободный доступ учащихся к информации, приобщение к культуре, творчеству;
- способность  определять задачи, направленные на решение жизненных проблем учащихся;
- способность инновационной образовательной системы отвечать  потребностям каждого ребенка, индивидуализировать обучение.
Путь, по которому я выстраиваю модель развития учащегося, следующий:
Знание      понимание        умение      навыки       мастерство      творчество
Основными принципами моей образовательной  деятельности, направленной на развитие личности, являются:
- индивидуализация и дифференциация – учет индивидуальных особенностей учащихся, уровня личностного развития;
- принцип развивающего обучения – отказ от репродуктивных методик и применение методов творческой мыслительной деятельности и самообразования учащихся, использование новейших технологий;
-непрерывность – формирование у учащихся навыков самообразования и умения ориентироваться во все возрастающем потоке информации;
- интенсификация приобретения знаний учащимися;
- сотрудничества – совместная деятельность учителя и ученика, построенного  на основе взаимного уважения и доверия.
Для реализации поставленных задач я выделила доминирующие технологии.
Это:
- личностно – ориентированные;
- технологии развивающего обучения;
- интерактивные технологии:
       a)    технологии, использующие компьютерные обучающие программы (интеллектуальные  и автоматизированные обучающие системы);
       b)    мультимедиа- технологии;
       c)    технологии дистанционного обучения (кейс-технологии, Интернет – технологии)
 - информационно – коммуникационные технологии;
 - исследовательская деятельность;
 - проблемное программирование.
Я считаю, что применяемые мною технологии могут дать значительный результат в развитии личности обучающегося.

В процессе использования перечисленных технологий я практикую следующие методы:
- Средства ИКТ(Использование программ, электронных учебных пособий, мультимедийного оборудования, интерактивных досок, дистанционного образования, ресурсов сети Internet):
-Метод проектов(Творческая самореализация личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую значимость);
-Анализ проблемных ситуаций(Обучение навыкам принятия решений);
-Использование дидактических материалов с занимательным содержанием(Вовлечение в активную познавательную деятельность);
-Баскет-метод(Вовлечение в ситуацию (имитация ситуаций) (Например, обучаемому предлагается выступить в роли экскурсовода по музею компьютерной техники));
-Метод дистанционного обучения(Вовлечение в активную деятельность по обмену информацией между учителем и обучающимися с использованием компьютерных сетей)

Технология мультимедиа  позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме.  Так, при изучении темы «Системы счисления» используется обучающий flash-ролик, содержащий подробное описание правил  перевода чисел из одной системы счисления в другую, приводятся примеры сложения чисел в различных системах счисления на основе жизненных ситуаций.
С помощью анимационных изображений, созданных при помощи графического редактора Photoshop ,  Adobe Image Ready, Gimp и сохраненных в gif – формате, я обращаюсь к эмоциональной сфере личности и включаю творческое воображение школьников. При изучении самых сложных тем курса информатики, связанных с программированием, включение анимации в обучающие презентации значительно облегчает усвоение материала.  
Компьютерная графика помогает усваивать учебный материал; использование гиперссылок позволяет дать возможность повторения и изучения нового материала в более свободной форме, отвечающей интересам и способностям учащихся.
Интеллектуальные обучающие системы - это качественно новая технология, особенностями которой являются моделирование процесса обучения, использование динамически развивающейся базы знаний; автоматический подбор рациональной стратегии обучения для  каждого  обучаемого,   автоматизированный учет новой информации, поступающей в базу данных ( на своих уроках я использую распределенные системы, посредством которых учащиеся выполняют задания по сети, обучаясь и соревнуясь, электронные библиотеки, которые дети используют при написании рефератов, виртуальные тестовые системы )                                        
Особое место в реализации моей концепции занимает использование на уроках возможностей интерактивной доски. Обучение с ее помощью существенно отличается от привычных методов преподавания, хотя основы успешного проведения урока одни и те же. Прежде всего, любое занятие, в том числе и с использованием интерактивных технологий, должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает учащимся лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают.
Работа с интерактивной доской делает любое занятие динамичным, благодаря этому можно заинтересовать учащихся уже на начальном этапе урока. Например, при изучении темы «Этапы моделирования», учащимся предлагается в начале урока задание, представленное на интерактивной доске: сложить в правильную цепочку этапы, записанные не по порядку.  Существует, к примеру, возможность  и записать материал на доске, и вернуться к прошедшему материалу, чтобы проверить степень усвоения его учащимися. Особенно удобно использовать эту функцию при изучении тем по программированию, где составляются программы по одному и тому же алгоритму. Исследования показали, что работа с интерактивными досками улучшает восприятие материала учащимися.
Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, тематические CD-ROMы, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам задают моим занятиям бодрый темп: я не трачу много времени на то, чтобы написать текст на обычной доске или перейти от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент Перо, и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал.
Интегрированный продукт «КМ-школа» стал уже неотъемлемой частью моих уроков и полюбился всем ученикам. Возможности ИИП «КМ-школа» напоминают детскую игрушку – калейдоскоп. С каждым поворотом маленькие, разноцветные стеклышки складываются в новый узор, так и объекты «КМ-школы» могут складываться в увлекательные разнообразные картины, создавая обучающую среду, под умелой рукой педагога. Учебная деятельность получает надёжную опору в виде разнообразных качественных источников информации – видео, анимационных моделей, текстовых фрагментов, тренажеров, рисунков, фотографий и т.д., что обеспечивает реализацию целей обучения.  В процессе урока с использованием КиМ создаются условия для общения, творчества, радости от процесса саморазвития и самопознания, формируется предметная и коммуникативная компетентности, информационная культура, развивается познавательная активность и творческие способности.
Работа с  Интернет  заключается в том, что  пользователям предоставляются громадные возможности выбора источников информации: базовая "информация на серверах сети; оперативная информа¬ция, пересылаемая по электронной почте; разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных и учебных центров, музеев; информация о гибких дисках, компакт-дисках, видео- и аудиокассетах, книгах и журналах, распространяемых через Интернет-магазины, и др.
Интернет используется учащимися и во внеурочное время в рамках дополнительного образования для создания рефератов, участия в интернет - проектах. Так, мои ученики принимают участие в международной интернет – олимпиаде «Эрудиты планеты» и достигают хороших результатов.
Мною разработана система работы с программами пакета Microsoft Office, которая помогает развивать творческие способности обучающихся. Школьники самостоятельно создают ресурсы, которые используют учителя других дисциплин: обучающие презентации, кроссворды, обучающие ролики, познавательные сайты.
В рамках предпрофильной и профильной подготовки ведутся следующие  элективные курсы:
9 класс – «Алгоритмы и алгоритмические языки», формирующий у учащихся алгоритмическое мышление, развивающий познавательную активность, творческий подход учащихся к решению сложных задач;
 «Создание анимации средствами Macromedia Flash». Этот курс позволяет учащимся окунуться в мир интерактивной анимации, почувствовать себя художником и создателем, ощутить возможности современной техники и перспективы работы дизайнера в современном мире;
10 класс – «Информационные технологии» (гуманитарный профиль) - направлен на развитие информационной культуры учащихся, компьютерной грамотности;
«Основы языка программирования Visual Basic» и « Исследование информационных моделей с использованием систем объектно-ориентированного программирования» (физико-математический профиль) предназначены для того, чтобы сформировать у учащихся логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования, развивать умения проводить виртуальные эксперименты с использованием компьютерных моделей и анализировать полученные результаты.
11 класс – «Математическая логика и системы счисления в программировании». Этот курс направлен на развитие у учеников алгоритмического и творческого мышления, умения систематизировать полученные знания.
Анализ моей работы за последние три года  говорит о положительной динамике (успеваемость – 100%, качество знаний – 87%). В результате анкетирование среди учащихся и родителей, было установлено:
 98% родителей и 100 % учащихся понимают важность и значимость информационно – коммуникационных технологий в современном обществе и заинтересованы в информационно – коммуникационном образовании своих детей:
-85% родителей хотят, чтобы дети занимались на курсах по ИКТ;
- 97% учащихся имеют повышенный интерес к предмету;
- 90% родителей и 95% учащихся уверены, что обучение информационно - коммуникационным технологиям помогает в подготовке к поступлению в вуз;
- 45% учащихся 4 – 9 классов вовлечены в активную познавательную деятельности и овладели навыками работы с ИКТ в рамках курсовой подготовки (на 8% больше по сравнению с 2007 – 08 уч.г.);
Мои учащиеся являются:
  •   победителями и призерами Всероссийского конкурса «Поколение Next»(2006,2008, 2009, 2010 г.г);
  •  призерами городской олимпиады по информатике (2007 г);
  • участниками и призерами олимпиады по информатике ВиВТ (2005 г);
  •  участниками Интернет-проекта «Эрудиты планеты» (2008,2009 г).;
  • участниками и победителями всероссийского конкурса "Инфознайка"(2010г, 2011 г);
  • участниками и победителями всероссийского конкурса "КИТ - компьютеры, информатика, технологии"


Выпускники школы стали студентами престижных вузов России:
•    Воронежского государственного университета (факультет прикладной математики и информатики);
•    Воронежской государственной технологической академии («Информационные системы»);
•    Борисоглебского государственного педагогического института (физика, математика, информатика);
•    Московской государственной технологической академии им. Н.Э Баумана (факультет «Информационное управление»);
•    Воронежского института высоких технологий («Информационные системы»)
Для профессионального роста ищу более новые подходы в обучении учащихся ИКТ.
Результатами моей работы стали:
•    Печатные работы: статья «Изучение темы «Алгебра логики» в информационно-технологическом классе (10 класс)»;  статья «Изучение циклических структур в курсе профильной школы» (2008 г);
статья "Виртуальные лаборатории", "Влияние инновационных технологий на формирование личности выпускника" (2009г), статья "Игры и выигрышные стратегии в профильном курсе информатики", "Компьютерное моделирование с использованием MS Excel" (2010 г);
•    Участие в областном семинаре «Реализация национального проекта «Образование» (январь 2008 г.);
•    Выступление на м/о и педсоветах: «Использование интерактивной доски в образовательном процессе» (2007 г);
 «Использование КМ-школы в учебном процессе» (2008 г).
  Используя в своей деятельности инновационные информационные технологии, я надеюсь, что выпускники в современных социально-экономических условиях смогут стать конкурентноспособными, смогут адаптироваться в окружающей его среде, сумеют правильно принимать решения.