«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны»
(Из концепции модернизации российского образования до 2010 г)
(Из концепции модернизации российского образования до 2010 г)

Публичная презентация педагогического опыта учителя информатики и ИКТ Шаниной Т.А.
Тенденции развития современного общества требуют инновационного подхода к образовательной подготовке учащихся. Перед школой ставится новая задача: она должна подготовить ученика к новым, быстро меняющимся условиям.
Это требует:
- во-первых, создания такой среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно искать, добывать, обрабатывать информацию, быстро ориентироваться в информационном пространстве;
- во-вторых, создания условий, содействующих наиболее полному развитию способностей учащихся.
Таким образом, проблема подготовки развивающейся, конкурентоспособной личности, обладающей умением активного, творческого поиска, получения и восприятия знаний, стоит перед сегодняшней школой. Ученик, выходя из школы, должен быть готов к продуктивному, осмысленному действию в любой сфере жизни, иметь качества, выгодно отличающие его на рынке труда. Критически и творчески мыслить, генерировать новые идеи, грамотно работать с информацией, обладать чувством ответственности за судьбу страны, за её процветание.
Данные представления о выпускнике заставляют меня задуматься о необходимости создания такой образовательной среды, при которой у учащихся появляется мотивация на самореализацию через творческую и практическую деятельность, на удовлетворение собственных познавательных интересов и на конструирование собственных знаний. Для этого требуется применение новых образовательных технологий развивающего обучения, обновление методик преподавания, обретение нового качества результатов деятельности.
В. А. Сластёнин пишет «понятие "инновация" означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося».
Именно инновационная деятельность создает основу для создания конкурентоспособности человека, направлена на разработку, апробацию и внедрение в практику современных педагогических технологий, направленных на эффективное решение приоритетных задач . Креативность образовательной деятельности должна состоять в том, чтобы любые формы, методы, технологии были направлены на обеспечение максимально благоприятных условий для развития и самореализации личности.
Развитие личности — процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида, в результате которого ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества, способствующий выработке у учащихся способности приобретать знания самостоятельно, осуществлять расширенный поиск и сбор информации из самых разных источников, производить её отбор и анализ. (В.А. Петровский)
Личность как субъект информационного взаимодействия с новыми технологиями характеризуется высоким уровнем интеллектуального потенциала, информационной культуры, нравственной ответственности, активностью проявления творческого потенциала.
Формирование компонентов информационной культуры в своей деятельности, я полагаю, способствуют развитию личности. Например:
• сетевая грамотность развивает коммуникативность;
• умение самостоятельно работать с информацией − способность к самообразованию;
• соотнесение своих действий по поиску и обработке информации для решения поставленной задачи с полученным результатом − рефлексию;
• умение оценивать и сортировать информацию − критическое мышление;
• умение использовать информацию для нестандартных решений − креативное мышление
Осмысливая то, что инновации в образовании способны развивать успешную личность, я определила тему своей авторской концепции «Влияние инновационной деятельности на развитие личности на основе информационных технологий».
Личностное развитие учащихся предполагает выделение в качестве основных критериев инновационной деятельности следующие:
- создание качественной образовательной среды как условие развития личности учащегося;
-внедрение системы по мотивации обучающихся к активному и осознанному участию в своем собственном образовании;
- разработка методов и способов организации самообразования и саморазвития личности ребенка, его активной жизненной позиции;
- свободный доступ учащихся к информации, приобщение к культуре, творчеству;
- способность определять задачи, направленные на решение жизненных проблем учащихся;
- способность инновационной образовательной системы отвечать потребностям каждого ребенка, индивидуализировать обучение.
Путь, по которому я выстраиваю модель развития учащегося, следующий:
Знание понимание умение навыки мастерство творчество
Основными принципами моей образовательной деятельности, направленной на развитие личности, являются:
- индивидуализация и дифференциация – учет индивидуальных особенностей учащихся, уровня личностного развития;
- принцип развивающего обучения – отказ от репродуктивных методик и применение методов творческой мыслительной деятельности и самообразования учащихся, использование новейших технологий;
-непрерывность – формирование у учащихся навыков самообразования и умения ориентироваться во все возрастающем потоке информации;
- интенсификация приобретения знаний учащимися;
- сотрудничества – совместная деятельность учителя и ученика, построенного на основе взаимного уважения и доверия.
Для реализации поставленных задач я выделила доминирующие технологии.
Это:
- личностно – ориентированные;
- технологии развивающего обучения;
- интерактивные технологии:
a) технологии, использующие компьютерные обучающие программы (интеллектуальные и автоматизированные обучающие системы);
b) мультимедиа- технологии;
c) технологии дистанционного обучения (кейс-технологии, Интернет – технологии)
- информационно – коммуникационные технологии;
- исследовательская деятельность;
- проблемное программирование.
Я считаю, что применяемые мною технологии могут дать значительный результат в развитии личности обучающегося.
В процессе использования перечисленных технологий я практикую следующие методы:
- Средства ИКТ(Использование программ, электронных учебных пособий, мультимедийного оборудования, интерактивных досок, дистанционного образования, ресурсов сети Internet):
-Метод проектов(Творческая самореализация личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую значимость);
-Анализ проблемных ситуаций(Обучение навыкам принятия решений);
-Использование дидактических материалов с занимательным содержанием(Вовлечение в активную познавательную деятельность);
-Баскет-метод(Вовлечение в ситуацию (имитация ситуаций) (Например, обучаемому предлагается выступить в роли экскурсовода по музею компьютерной техники));
-Метод дистанционного обучения(Вовлечение в активную деятельность по обмену информацией между учителем и обучающимися с использованием компьютерных сетей)
Технология мультимедиа позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме. Так, при изучении темы «Системы счисления» используется обучающий flash-ролик, содержащий подробное описание правил перевода чисел из одной системы счисления в другую, приводятся примеры сложения чисел в различных системах счисления на основе жизненных ситуаций.
С помощью анимационных изображений, созданных при помощи графического редактора Photoshop , Adobe Image Ready, Gimp и сохраненных в gif – формате, я обращаюсь к эмоциональной сфере личности и включаю творческое воображение школьников. При изучении самых сложных тем курса информатики, связанных с программированием, включение анимации в обучающие презентации значительно облегчает усвоение материала.
Компьютерная графика помогает усваивать учебный материал; использование гиперссылок позволяет дать возможность повторения и изучения нового материала в более свободной форме, отвечающей интересам и способностям учащихся.
Интеллектуальные обучающие системы - это качественно новая технология, особенностями которой являются моделирование процесса обучения, использование динамически развивающейся базы знаний; автоматический подбор рациональной стратегии обучения для каждого обучаемого, автоматизированный учет новой информации, поступающей в базу данных ( на своих уроках я использую распределенные системы, посредством которых учащиеся выполняют задания по сети, обучаясь и соревнуясь, электронные библиотеки, которые дети используют при написании рефератов, виртуальные тестовые системы )
Особое место в реализации моей концепции занимает использование на уроках возможностей интерактивной доски. Обучение с ее помощью существенно отличается от привычных методов преподавания, хотя основы успешного проведения урока одни и те же. Прежде всего, любое занятие, в том числе и с использованием интерактивных технологий, должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает учащимся лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают.
Работа с интерактивной доской делает любое занятие динамичным, благодаря этому можно заинтересовать учащихся уже на начальном этапе урока. Например, при изучении темы «Этапы моделирования», учащимся предлагается в начале урока задание, представленное на интерактивной доске: сложить в правильную цепочку этапы, записанные не по порядку. Существует, к примеру, возможность и записать материал на доске, и вернуться к прошедшему материалу, чтобы проверить степень усвоения его учащимися. Особенно удобно использовать эту функцию при изучении тем по программированию, где составляются программы по одному и тому же алгоритму. Исследования показали, что работа с интерактивными досками улучшает восприятие материала учащимися.
Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, тематические CD-ROMы, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам задают моим занятиям бодрый темп: я не трачу много времени на то, чтобы написать текст на обычной доске или перейти от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент Перо, и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал.
Интегрированный продукт «КМ-школа» стал уже неотъемлемой частью моих уроков и полюбился всем ученикам. Возможности ИИП «КМ-школа» напоминают детскую игрушку – калейдоскоп. С каждым поворотом маленькие, разноцветные стеклышки складываются в новый узор, так и объекты «КМ-школы» могут складываться в увлекательные разнообразные картины, создавая обучающую среду, под умелой рукой педагога. Учебная деятельность получает надёжную опору в виде разнообразных качественных источников информации – видео, анимационных моделей, текстовых фрагментов, тренажеров, рисунков, фотографий и т.д., что обеспечивает реализацию целей обучения. В процессе урока с использованием КиМ создаются условия для общения, творчества, радости от процесса саморазвития и самопознания, формируется предметная и коммуникативная компетентности, информационная культура, развивается познавательная активность и творческие способности.
Работа с Интернет заключается в том, что пользователям предоставляются громадные возможности выбора источников информации: базовая "информация на серверах сети; оперативная информа¬ция, пересылаемая по электронной почте; разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных и учебных центров, музеев; информация о гибких дисках, компакт-дисках, видео- и аудиокассетах, книгах и журналах, распространяемых через Интернет-магазины, и др.
Интернет используется учащимися и во внеурочное время в рамках дополнительного образования для создания рефератов, участия в интернет - проектах. Так, мои ученики принимают участие в международной интернет – олимпиаде «Эрудиты планеты» и достигают хороших результатов.
Мною разработана система работы с программами пакета Microsoft Office, которая помогает развивать творческие способности обучающихся. Школьники самостоятельно создают ресурсы, которые используют учителя других дисциплин: обучающие презентации, кроссворды, обучающие ролики, познавательные сайты.
В рамках предпрофильной и профильной подготовки ведутся следующие элективные курсы:
9 класс – «Алгоритмы и алгоритмические языки», формирующий у учащихся алгоритмическое мышление, развивающий познавательную активность, творческий подход учащихся к решению сложных задач;
«Создание анимации средствами Macromedia Flash». Этот курс позволяет учащимся окунуться в мир интерактивной анимации, почувствовать себя художником и создателем, ощутить возможности современной техники и перспективы работы дизайнера в современном мире;
10 класс – «Информационные технологии» (гуманитарный профиль) - направлен на развитие информационной культуры учащихся, компьютерной грамотности;
«Основы языка программирования Visual Basic» и « Исследование информационных моделей с использованием систем объектно-ориентированного программирования» (физико-математический профиль) предназначены для того, чтобы сформировать у учащихся логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования, развивать умения проводить виртуальные эксперименты с использованием компьютерных моделей и анализировать полученные результаты.
11 класс – «Математическая логика и системы счисления в программировании». Этот курс направлен на развитие у учеников алгоритмического и творческого мышления, умения систематизировать полученные знания.
Анализ моей работы за последние три года говорит о положительной динамике (успеваемость – 100%, качество знаний – 87%). В результате анкетирование среди учащихся и родителей, было установлено:
98% родителей и 100 % учащихся понимают важность и значимость информационно – коммуникационных технологий в современном обществе и заинтересованы в информационно – коммуникационном образовании своих детей:
-85% родителей хотят, чтобы дети занимались на курсах по ИКТ;
- 97% учащихся имеют повышенный интерес к предмету;
- 90% родителей и 95% учащихся уверены, что обучение информационно - коммуникационным технологиям помогает в подготовке к поступлению в вуз;
- 45% учащихся 4 – 9 классов вовлечены в активную познавательную деятельности и овладели навыками работы с ИКТ в рамках курсовой подготовки (на 8% больше по сравнению с 2007 – 08 уч.г.);
Мои учащиеся являются:
- победителями и призерами Всероссийского конкурса «Поколение Next»(2006,2008, 2009, 2010 г.г);
- призерами городской олимпиады по информатике (2007 г);
- участниками и призерами олимпиады по информатике ВиВТ (2005 г);
- участниками Интернет-проекта «Эрудиты планеты» (2008,2009 г).;
- участниками и победителями всероссийского конкурса "Инфознайка"(2010г, 2011 г);
- участниками и победителями всероссийского конкурса "КИТ - компьютеры, информатика, технологии"
Выпускники школы стали студентами престижных вузов России:
• Воронежского государственного университета (факультет прикладной математики и информатики);
• Воронежской государственной технологической академии («Информационные системы»);
• Борисоглебского государственного педагогического института (физика, математика, информатика);
• Московской государственной технологической академии им. Н.Э Баумана (факультет «Информационное управление»);
• Воронежского института высоких технологий («Информационные системы»)
Для профессионального роста ищу более новые подходы в обучении учащихся ИКТ.
Результатами моей работы стали:
• Печатные работы: статья «Изучение темы «Алгебра логики» в информационно-технологическом классе (10 класс)»; статья «Изучение циклических структур в курсе профильной школы» (2008 г);
статья "Виртуальные лаборатории", "Влияние инновационных технологий на формирование личности выпускника" (2009г), статья "Игры и выигрышные стратегии в профильном курсе информатики", "Компьютерное моделирование с использованием MS Excel" (2010 г);
• Участие в областном семинаре «Реализация национального проекта «Образование» (январь 2008 г.);
• Выступление на м/о и педсоветах: «Использование интерактивной доски в образовательном процессе» (2007 г);
«Использование КМ-школы в учебном процессе» (2008 г).
Используя в своей деятельности инновационные информационные технологии, я надеюсь, что выпускники в современных социально-экономических условиях смогут стать конкурентноспособными, смогут адаптироваться в окружающей его среде, сумеют правильно принимать решения.